среда, 18 октября 2017 г.

Юлия ТАТОНОВА: «Побольше сил и времени. Остального добьюсь сама»

Лауреаты конкурсов Президентской программы исследовательских проектов в 2017 году


Юлия Викторовна ТАТОНОВА родилась 15 ноября 1983 года в городе Энгельсе Саратовской области. Окончила в 2000 году школу № 256 города Фокино Приморского края с серебряной медалью. Последние два года в школе обучалась в профильном химико-биологическом классе и выполнила программу по факультативным курсам «Общая химия» и «Генетика человека».

В период с 2000-го по 2006 год обучалась в Дальневосточном государственном университете по направлению «Биология» и специализации «клеточная биология». В 2006-м получила степень магистра биологии.

В период с сентября 2007-го по февраль 2009 года работала в должности научного сотрудника Лаборатории исследования геномов морских организмов. Была командирована в период с февраля по июнь 2008 года в Калифорнийский университет (Ирвайн, США), где обучалась молекулярно-генетическим методам.

С сентября 2010 года работала инженером в лаборатории паразитологии в Биолого-почвенном институте ДВО РАН. В декабре 2010-го переведена на должность младшего научного сотрудника в лаборатории паразитологии, где и работает по настоящее время в должности научного сотрудника. В марте-апреле 2012-го, в сентябре 2016-го, в апреле и сентябре 2017 года была командирована в сектор паразитологии Института экологии биоресурсов Вьетнама Академии наук и технологии (Ханой, Вьетнам).

Не только работать руками, но и думать

– Как складывался путь в академическую науку? Свой выбор по специальности сделала после 10 класса, – рассказывает Юлия. – К нам в школу приехали преподаватели из ДВГУ, в том числе, кандидат биологических наук Наталья Павловна Токмакова. Она так поразила моё воображение своей лекцией, что я решила, что пойду учиться именно на клеточного биолога. Мама была категорически против, так как мечтала о профессии юриста или врача. Но я никогда не пожалела о своём выборе.

Были ли в моей жизни учителя, благодаря которым сделала свой выбор в судьбе – научную деятельность? На втором курсе я попала в лабораторию исследования геномов морских организмов, которой руководил доктор биологических наук Евгений Станиславович Балакирев. Именно он стал моим первым учителем в области молекулярной биологии. Я благодарна ему за то, что он научил меня не только работать руками, но и думать головой, а также посодействовал работе в лаборатории известного генетика Франсиско Айалы. К сожалению, практически сразу после командировки в США мне пришлось уйти из науки, так как зарплаты в ДВГУ не хватало даже на аренду самого дешёвого жилья. Такая вот реальность.

Но через несколько лет я поняла, что мой мозг начинает атрофироваться вне научной среды, поэтому я сделала попытку вернуться в науку. Я благодарна руководителю моей диссертации – профессору, доктору биологических наук Галине Николаевне Челоминой за то, что она поверила в меня и посвятила пять лет кропотливого труда над моей работой и совместными статьями, а также научному руководителю ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, академику Юрию Николаевичу Журавлёву. Благодаря ему я смогла осуществить первую командировку во Вьетнам, где получила доступ к интересующим меня паразитам. Немаловажна и ежедневная поддержка нашего заведующего лабораторией паразитологии, доктора биологических наук Владимира Владимировича Беспрозванных. Он помогает осваивать основы паразитологии в экспедициях и в лабораторных условиях.

На полевых: «Люблю свою работу!»

Биологическая угроза на Дальнем Востоке

– Юлия, вы стали лауреатом конкурса 2017 года на получение грантов Российского научного фонда по мероприятию «Проведение инициативных исследований молодыми учёными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учёными, в том числе молодыми учёными. Название вашего исследовательского проекта: «Трематоды Clonorchis sinensis и Metagonimus spp, как биологическая угроза на Дальнем Востоке России».

– Если честно, получение гранта РНФ стало для меня полной неожиданностью. Не считая молодёжного гранта ДВО РАН, это мой первый опыт руководства грантом. До этого я неоднократно подавала заявки в РФФИ и на грант Президента РФ, но безуспешно. Это огромная ответственность – получить поддержку такого серьёзного Фонда.

– Расскажите, в чём заключается победивший в конкурсе проект, кто в нём участвует.

– Проект заключается в исследовании двух видов трематод, которые входят в перечень паразитов, имеющих наибольшее эпидемиологическое значение на Дальнем Востоке России. Оба вида являются паразитами человека. В том числе, будет исследован новый для науки вид, Metagonimus suifunensis. До этого года он считался видом M. yokogawai, однако на основе молекулярных данных мы описали его, как новый для науки вид. В этом проекте также принимает участие моя студентка, Даша Солодовник. Без неё я как без рук. Если она делает порученную ей работу, я могу не волноваться об успешном выполнении задания. Надеюсь, что мы будем сотрудничать с ней долгие годы.

– Какие исследования подразумевает ваш проект? Предполагает ли проведение экспедиции? Когда она может состояться?

– Проект подразумевает экспедиции к северным границам ареала паразитов (на территории Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной области). В этом году мы уже провели две экспедиции в Хабаровский край и получили первые результаты. В следующем году мы планируем охватить Амурскую и Еврейскую автономную области.
Экспедиция в Хабаровском крае. Лето, 2017 год

– Какие результаты и когда могут быть получены? Какое значение будут они иметь?

– До конца проекта мы планируем получить новый паразитологический материал, описать генетическую изменчивость обоих паразитов и сравнить с ранее полученными данными для Приморского края, а также получить информативное изображение различных стадий жизненного цикла нового вида, Metagonimus suifunensis, и сравнить с M. yokogawai из Японии. Помимо этого, мы планируем протестировать различные методы идентификации видов и разработать новые ПЦР-маркеры для получения быстрой и простой в применении диагностики в современных медицинских лабораториях. Полученные результаты будут иметь как фундаментальное, так прикладное значение.

Юлия ТАТОНОВА: «Сейчас быстро посмотрю пару рыбок и поедем»

Изучая интересные организмы

– Наиболее значимые достижения в науке у меня ещё впереди. Я только начинаю свой путь в качестве паразитолога.

– Каковы основные направления деятельности лаборатории, в которой вы работаете? Расскажите о ваших коллегах.

– Мы изучаем паразитов человека, животных и растений с использованием классических методов (описание морфологических особенностей, постановка жизненных циклов с выявлением промежуточных хозяев, исследование путей циркуляции), а также молекулярно-генетических методов (ПЦР, секвенирование). В данный момент в нашей лаборатории работает 14 сотрудников, в том числе, два доктора и пять кандидатов наук. Лаборатория пополнилась молодыми специалистами, три аспиранта и один соискатель готовятся защитить кандидатские диссертации. У нас сильная команда и замечательный руководитель.

Нашей лаборатории повезло. Ведь в этом году мы получили сразу два гранта РНФ. Я рада за Дмитрия Атопкина. Ведь с ним мы работаем ещё со студенческих лет. Мы не только коллеги, но и друзья.

– Какие исследования планируете на ближайшие годы?

– Трематоды имеют сложный жизненный цикл со сменой нескольких промежуточных и окончательного (дефинитивного) хозяев. Это очень интересные организмы с высокой адаптацией к различным условиям. В ближайшие годы надеюсь освоить новые для меня направления – изучать молекулярные аспекты взаимодействия между паразитами и их хозяевами. И, если получится, посмотреть изменения на молекулярном уровне в ходе индивидуального развития трематод (на разных стадиях жизненного цикла).

Ю. ТАТОНОВА (спиной на переднем плане) с вьетнамскими коллегами собирают пробы во Вьетнаме

О доверии и обстоятельствах

Я стараюсь всё держать под контролем, но учу себя доверять своим ученикам, приучая их к самостоятельности. Пока их не так много. Три студента ДВФУ, а также уже дипломированный специалист – Полина Шуменко, которая планирует в следующем году оформить соискательство и защищать кандидатскую диссертацию. Каждый из них занимается изучением своей группы паразитов или их хозяев с использованием молекулярных методов. Они очень разные, но я верю в их успешную научную деятельность и надеюсь, что даю им хороший старт для этого, поэтому стараюсь прислушиваться к их идеям и мыслям. Ведь я тоже учусь вместе с ними.

Ещё я работаю в течение двух лет с самым маленьким моим учеником, Оксаной Шуменко. Сейчас ей уже 8 лет, и она знает жизненные циклы некоторых паразитов, принимала участие в сборе материала в полевых и лабораторных условиях, а также в XIV Дальневосточной молодежной экологической конференции «Человек и биосфера». А через пару лет она планирует начать освоение молекулярных методов.

Самая маленькая студентка Юлии ТАТОНОВОЙ – Оксана ШУМЕНКО, 8 лет

– Какие обстоятельства могут влиять на принятие вами решений по важным вопросам?

– Мне трудно ответить на этот вопрос. Наверное, единственное обстоятельство, которое ограничивает полёт фантазии и принятие решений, – это элементарная нехватка ресурсов. В основном – финансовых, так как от них зависит решение многих вопросов. А так обычно я имею свою точку зрения по каждому вопросу.

– Мнение каких людей важно для вас?

– Компетентных в своей области и уважающих чужое мнение. Не понимаю людей, которые повышают свою самооценку за счёт менее опытных коллег.

– Чем вы занимаетесь в свободное от науки время? Расскажите о своей семье, увлечениях.

– У меня отличный муж Игорь Ямилов, мне с ним повезло. Он поддерживает меня во всех начинаниях, терпеливо ждёт меня из очередной командировки и готов терпеть не самую лучшую хозяйку в доме. Благодаря его моральной поддержке я вернулась в науку. Увлечений у нас очень много: мы ходим в походы, занимаемся спортом, участвуем в общественной жизни города. Обычно всё свободное время проводим вдвоём с мужем, вместе нам никогда не скучно.
Я люблю читать. Читаю много. Всё подряд. Но есть и книги, которые наиболее всего запомнились и повлияли на некоторые моменты в моей жизни. Из самых любимых – «Игра в бисер» Германа Гессе и «На берегу Рио Пьедра...» Пауло Коэльо.

– Ваши пожелания самой себе?

– Побольше сил и времени. Остального добьюсь сама.



Фото Леонида МАКОГИНА и из архива Юлии ТАТОНОВОЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий