воскресенье, 2 июля 2017 г.

Юрий Алексеевич АВДЕЕВ: "Владивосток должен стать Мировым городом!"

К 157-летию города
Владивосток
Фото Сергея ЛЕОНОВА

Сегодня мы беседуем с Юрием Алексеевичем АВДЕЕВЫМ, ведущим научным сотрудником Тихоокеанского института географии ДВО РАН, членом Общественного Совета по стратегическому развитию Владивостока, кандидатом экономических наук. Он недавно вернулся из поездки в Южную Корею, где выступал перед депутатами Национального собрания на тему: почему и как корейскому бизнесу нужно делать проекты на Дальнем Востоке и во Владивостоке.

Юрий Алексеевич АВДЕЕВ

– Юрий Алексеевич, почему такое внимание к корейцам?

– Корейцев я назвал бы самыми отчаянными инвесторами, из тех, что зашли на нашу территорию. Они делают хороший бизнес, например, первыми построили во Владивостоке большой объект – гостиницу «Хёндэ». Напомню, в 1990 году на месте нынешней гостиницы был котлован, обнесённый забором. Первыми на пустырь в центре города обратили внимание японцы. Банкир из Niigata Chuo Bank приехал во Владивосток с проектом строительства гостиницы именно здесь. Кроме этого проекта, у него было предложение о строительстве японской деревни, как части программы по повышению уровня культурного обмена в связи с увеличением туристического потока между нашими странами, под которую японским правительством были выделены немалые средства – 100 млн долларов!

Во Владивостоке, Хабаровске и в Москве на вопрос о сроках строительства коммуникаций, обслуживающих инфраструктуру, инвестор получил ответ – лет десять. Цена вопроса оказалась также непомерно высока. Поняв, что здесь он ничего не сделает, банкир вернулся домой, добился перенаправления выделенного финансирования и… в Ниигате построил на эти деньги русскую деревню.

На освободившееся место пришли корейцы. Они на своём опыте доподлинно узнали, каков он «бизнес по-русски», но всё-таки построили «Хёндэ» – первый отель представительского уровня во Владивостоке. Но для того, чтобы этот бизнес-проект полностью удался, мало построить здание. Нужно обеспечить поток туристов, создать объекты туристического показа, поднять на должный уровень обслуживание в магазинах и так далее, чего здесь не произошло. Поэтому отель работает не в полную силу, около половины площадей гостиничного фонда сдаётся в аренду под офисные помещения.

Другой не менее серьёзный проект корейского телекоммуникационного гиганта «Korea Telecom» – покупка, развитие и последующая выгодная продажа оператора сотовой и проводной телефонной связи Приморья – компании НТК.

–Расскажите подробнее о мероприятии Сеуле.

– В Сеуле, в здании Национального Собрания (Парламента) Республики Корея проходил форум, посвящённый экономическим перспективам Дальнего Востока России. В заседании с корейской стороны принимал участие депутат Парламента Республики Корея Hyung – Soo Seo, специальный представитель Президента Республики Корея Young Gil Song. Инициаторами встречи стали депутаты Национального Собрания, а причина заключалась в обеспокоенности малой эффективностью входящего к нам бизнеса. Корейцы заинтересовались: что они делают не так?

Участники форума, посвящённого экономическим перспективам Дальнего Востока России
С российской стороны было три доклада: генерального директора группы компаний «Беркут» В.А. Покотилова, руководителя Ассоциации поддержки резидентов свободного порта Владивосток А.О. Скорика и мой. Я попытался ответить на вопросы: почему именно сегодня, именно во Владивостоке нужно делать бизнес? Какой бизнес может оказаться самым востребованным и перспективным? С какими проблемами, главным образом, с дефицитом трудовых ресурсов, бизнесу приходится сталкиваться, и как решать эту проблему? Обеспокоенность корейцев объяснима: в экономике Южной Кореи наблюдается заметный спад и, конечно, корейцы ищут выходы из создавшегося положения.

Специальный посланник президента Республики Корея Сон Ён Гиль

В первом ряду, в центре  – депутат Национального собрания Hyung Soo Seo
– Готовы ли мы к сотрудничеству и насколько заинтересованы в нём?

– Говорить об этом довольно сложно. Представитель Президента РФ Ю.П. Трутнев, министр по развитию Дальнего Востока А.С. Галушка активно участвуют в различных, в том числе и зарубежных мероприятиях, подписывают соглашения, но в действиях не видно системного подхода. Так, например, в груде хороших кирпичей не просматриваются контуры строящегося дома.

Отсутствие государственного проекта по развитию территории приводит к тому, что на местах бизнесы начинают «толкаться локтями» между собой за близость к принимающим решения для того, чтобы сказать: я лучше, а остальных не стоит принимать во внимание! В результате важные проекты не получают должной поддержки.

– Юрий Алексеевич, в истории страны так было не всегда.

– Конечно. Можно проанализировать два исторических периода с 1920 по 1945 и с 1990 по 2015 год. Сравните, чего удалось добиться за 25 лет после Первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войны, разрухи к 1945 году с тем, к чему мы пришли через 25 лет после перехода на новую экономическую систему? Результаты несопоставимы. Тогда было построено более 500 заводов (в том числе такие гиганты как ДнепроГЭС, Магнитка), а что мы сделали нынче? Это не к тому, что сейчас бизнес плохой, а к тому, что нет внятной государственной политики экономического развития страны. Я не пытаюсь определить стратегию экономического развития всей России, но мне ясно, что нужно делать на Дальнем Востоке.

– И чем же нужно заниматься на Дальнем Востоке?

– С каким бы новым продуктом дальневосточники не выходили на внешний рынок, мы не будем там конкурентоспособны. Льготы и преференции в этом не помогут. Выходить на рынок нужно в тех сферах, где страна уже обеспечила мировой приоритет. С программами, в которых заинтересованы многие страны при том, что ни одна из этих стран не в состоянии их самостоятельно осуществить.

Прежде всего, речь о космосе. Здесь востребованы телекоммуникации, робототехника, точное машиностроение, связь, прогнозы погоды и так далее. Авторитет нашей страны позволяет добиться реализации этих проектов путём объединения ресурсов разных стран.

– Так вот зачем нужен космодром Восточный!

– А почему бы нет? Нужно разработать программу, в которой будут заняты многие страны. Привлекая их к совместной деятельности, а не к конкуренции, мы исключаем почву для конфликтов, приводящих к войнам. В выигрыше будет каждая участвующая страна.

– И международные связи укрепятся!

– Конечно. Не менее важное направление – освоение Мирового океана и, в частности, Арктического шельфа. Нужно делать платформы, предназначенные для бурения скважин и добычи углеводородного сырья, залегающего под дном моря. Есть множество проектов, связанных с энергетикой, со строительством приливно-отливных станций. Так давайте создавать кооперацию со всеми заинтересованными странами!

А третье направление – это то, что связано с культурой. Оно не выбивается из общего списка, а, наоборот, составляет цементирующее основание, которое позволяет нам так или иначе объединять усилия. Культура как бы вырабатывает интегральный язык понимания друг друга. Это понимание в конечном итоге приводит к тому, что мы и в других сферах начинаем находить общий язык.

– А какой может быть роль Владивостока?

– Владивосток следует рассматривать как плацдарм для выхода в АТР. Мировые центры Токио, Сеул, Пекин – расположены ближе к Владивостоку, чем к Москве, поэтому миссия Владивостока – стать мировым городом России в АТР, восточной столицей России. Владивосток должен получить статус субъекта федерации и стать городом федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Новую роль города должны обеспечить такие механизмы, как «Территории опережающего развития», «Свободный порт Владивосток», «Дальневосточный гектар». Нужно преодолеть существующие ограничения для мигрантов, встраивающихся в стратегию развития территории.

Владивостокская агломерация, а это города Владивосток и Артем, а также Надеждинский, Хасанский и Шкотовский районы, население которых сегодня не дотягивает до миллиона, обладает значительными пространственными ресурсами, в процессе развития может вырасти до 2,5-3 млн. человек. Береговая линия залива Петра Великого в пределах агломерации – более трехсот километров, наш важный ресурс, которого нет ни у одного города России. Здесь колоссальные возможности для развития морской инфраструктуры, как портовой, так и туристско-рекреационной.

Нужен, наконец, Генеральный план Владивостокской агломерации, в основу которого была бы положена идея (концепция) российского мирового города в Азии, проработана морская специализация как наиболее эффективного выхода России в Мировой океан, ну и, конечно же, в нём должны быть синхронизированы решения социально-экономических проблем, входящих в агломерацию муниципальных образований, имея в виду развитие социально-инфраструктурного комплекса, эффективного и экологически выдержанного использования береговой зоны.

Фото Сергея ЛЕОНОВА
– Откуда возьмутся люди?

– Возможно, это кому-то не покажется, но в моём представлении Владивосток в будущем – это многонациональный город, в котором есть место всяким языкам и народам. Важно только, чтобы уже сегодня здесь закладывались нормы цивилизованной жизни, не вчерашней, а будущей. Создаваемые условия для самореализации человека будут решающим аргументом для того, кто захочет себя проявить и проявиться. Я встаю на дыбы, когда кто-то начинает говорить о необходимости «закреплять» население на Дальнем Востоке, понятно, что в головах ещё сохраняются атавизмы крепостного права. Но задача в том, чтобы здесь у человека не было препятствий для реализации самых смелых и созидательных проектов, чтобы над ним не висели веригами «нельзя» и «запрещено», свобода творчества (вместо бесплатного гектара).

Агломерация самоценна тем, что появляется возможность в рамках единой стратегии произвести территориальное упорядочение как производственных объектов, так и селитебных зон. Если раньше преобладал принцип «завод, а вокруг него жильё», то теперь и предприятия могут размещаться по иным критериям, и мобильность населения возросла, что позволяет решать городские проблемы принципиально иначе. У исторического центра Владивостока постепенно складывается новая функция, в которой неуместной выглядит сборочное автомобильное производство, тогда как бухта Золотой Рог настоятельно требует рекультивации. Думаю, если бы городу удалось решить только эту задачу, количество привлекаемых инвестиций возросло бы на порядки.

 Фото Сергея ЛЕОНОВА
Нам, жителям Владивостока, далеко не всегда понятно, в каком городе доведется жить нашим детям и внукам, которым можно начать завидовать уже теперь. – Потому что это не просто муниципальное образование, каких немало в стране, а единственный город на острие взаимодействия со странами АТР, с крупнейшими экономиками мира. Это предстоит осознать не только нам, но и федеральному центру, сформулировать это в виде стратегической цели Тихоокеанской России, мобилизовать инвестиционные ресурсы и созданную законодательную базу, сориентировать бизнес, и сделать ключевым вопросом повестки Восточного экономического форума!

Фото Сергея ЛЕОНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий