среда, 1 марта 2017 г.

Наталия СТЕПАНЬКО: "Любите жизнь во всех её проявлениях!"

Наталия Григорьевна и Алексей Александрович СТЕПАНЬКО вместе уже 44 года
  Наша собеседница – Наталия Григорьевна СТЕПАНЬКО, старший научный сотрудник лаборатории территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат географических наук – счастливый человек. Она не изменяла ни своим принципам, ни основным интересам, ни любимым увлечениям. Конечно, в каждодневной жизни под влиянием обстоятельств приходилось корректировать планы, отменять поездки, встречи. Но в этой динамике – фундаментальное свойство самой жизни. Наталия Григорьевна любит свою работу, привязана к институту, дорожит коллегами, но семья, близкие, их благополучие и здоровье всегда были для неё на первом месте. И в главном она бы не хотела решительных изменений ни в жизни, ни в профессиональной деятельности…

Событие, определившее жизнь –

– это моё рождение (!). Происходящие каждый день встречи, события, общение влияют на мироощущение, формируют взгляды, определяют поступки. Но, в первую очередь, конечно, речь идёт о семье, взаимоотношениях внутри неё и с другими людьми. Я очень благодарна своим родителям за то, что во мне с рождения развивали такие качества как порядочность, честность, преданность, жизнелюбие, оптимизм, умение дружить, отсутствие зависти. Отец – военный врач, для меня пример настоящего мужчины, офицера. При этом очень мягкий, добрый человек. Мама, не имея специального образования, всю жизнь проработала в медицине, многое знала, многое умела; строгая, иногда бескомпромиссная, но удивительно сердечная, гостеприимная. А дом наш всегда был хлебосольным, открытым, тёплым и уютным, и в нём царила любовь.

После окончания Дальневосточного государственного университета я и мой муж Алексей Александрович (мы с ним вместе учились) по распределению попали в Тихоокеанский институт географии Дальневосточного научного центра АН СССР, хотя очень хотели уехать в Южно-Сахалинск, где проходили преддипломную практику, и откуда пришла на нас именная заявка. Меня в институт брать не очень хотели (им нужен был мужчина), но я шла первая в списке по распределению и имела право выбирать, правда… была на девятом месяце беременности. Чтобы не сильно расстраивать представителей института «в нагрузку» распределили и моего мужа. Вот так ситуация определила нашу будущую деятельность, о которой мы ни разу не пожалели!

Когда решила, что стану учёным?

– А вот об этом я и не думала. Я уже рассказала, что оказалась в академическом институте совершенно случайно. Выбрала его потому, что он находился во Владивостоке, я должна была вот-вот родить, и мама очень просила, чтобы я никуда не уезжала. Я, если быть уж до конца откровенной, не имела понятия что это за институт, и чем я там буду заниматься. По базовому образованию я – почвовед. В этот период лаборатория территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии Дальневосточного научного центра АН СССР вела совместную работу с МГУ «Прогноз состояния окружающей среды Дальнего Востока до 2000 года», и им для проведения работ (особенно полевых) нужны были почвоведы. Оформилась в отделе кадров и, не заходя в свою лабораторию, отправилась в декретный отпуск.

Я не знаю, как сложилась бы моя профессиональная жизнь, чем бы я могла заниматься, но сейчас я не представляю себя вне института, совместной деятельности нашего коллектива, где я проработала все эти годы, не изменив им ни в мыслях, ни наяву. Сначала было трудновато. Специфика отдела, направленность исследований, да и сами объекты исследований требовали дополнительных специальных знаний. Но мы многому научились, вросли в коллектив и выросли в лаборатории, в институте. Во многом это заслуга коллег и наших учителей, тогда ещё совсем ещё молодых учёных, кандидатов наук П.Я. Бакланова, И.Р. Спектора, В.Н. Севастьянова.

Институтский капустник. 80-е годы
Мои научные интересы…

– … изначально были определены моими руководителями, исходя из темы исследования, под которую меня и брали в лабораторию, а именно – изучение и оценка воздействия промышленного производства на природную среду. На тот момент это было новым направлением. Мне было интересно всё: ездить на полевые работы собирать материал, которого в статистических формах не было, беседовать с руководителями предприятий, получать от них информацию, одновременно рассказывая им, зачем мне это нужно, что такое природопользование, и почему так важно знать: как то или иное производство будет влиять на окружающую среду. Сейчас трудно представить, что совсем ещё недавно люди особенно и не задумывались, что окружающая среда – хрупкая система, а человек – вовсе не хозяин природы, а её часть…

В основном мои исследования носят прикладной характер. На определенном этапе я под руководством П.Я. Бакланова занималась методико-методологическими разработками своего направления. Этому была посвящена и моя диссертационная работа. Безусловно, в процессе исследований под влиянием объективных факторов (например, сокращение финансирования полевых работ, изменения в статистических формах и т.д.), а также – развития научных представлений об экологии, взаимодействии общества и природы вносятся коррективы в методический аппарат, расширяются и меняются показатели, способы расчётов, но не меняется основополагающая суть – системный подход и диалектическое единство двух взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем: общества и природы.

Оценивать значимость своих исследований и достижения в науке мне сложно. Сейчас об экологических проблемах не говорит только ленивый. Как и экономические, они считаются очень значимыми и важными, но на деле решению вопросов управления природопользованием, финансированию, инвестициям в области охраны окружающей среды уделяется недостаточно внимания и средств. А потому и внедрять результаты исследований в этой области нелегко. Но, безусловно, разработки и оценки выполнялись и передавались в различные инстанции.

Оценка производственно-природных отношений на различных уровнях

– Направление исследований нашей лаборатории можно сформулировать так: «Географические факторы в процессах пространственной трансформации локальных и региональных структур хозяйства в Тихоокеанской России», а непосредственно моё направление в рамках этой темы – оценка производственно-природных отношений на различных иерархических уровнях (регионы РДВ, административные районы, локальные территориально-хозяйственные образования). В связи с перестроениями территориально-хозяйственных структур, изменениями в использовании природно-ресурсного потенциала меняются и производственно-природные отношения, определяющие экологическое состояние территории. Кроме этого, экологическое состояние, как результат природопользования, формирует и его экономическая составляющая, то есть объёмы и структура финансирования охраны окружающей среды и рационального природопользования. На разных этапах социально-экономического развития, под влиянием экономических и, как следствие – социальных и экологических, а также геополитических факторов производственно-природные отношения, их формы, направления, цепочка связей имеют свою специфику. Выявить эти специфические моменты, оценить их, определить наиболее «проблемные», с точки зрения воздействия промышленного производства, территории и предложить наиболее сбалансированный вариант – это и есть основная задача моих исследований.

Н.Г. Степанько на конференции в Болгарии
Необходимая и интересная работа

– Работа очень интересная и, на мой взгляд, необходимая. Получены определенные результаты, в чём заслуга не только моя, но всего коллектива нашей лаборатории и ряда сотрудников других подразделений института. Есть новые идеи, разрабатываются планы на будущее. Я хочу поблагодарить весь коллектив института, потому что когда требуется помощь (научная, техническая, организационная, просто человеческая), я её всегда получаю. Но особую благодарность я бы хотела выразить своему учителю, наставнику и руководителю академику Петру Яковлевичу Бакланову. Он научил меня работать в науке, понимать происходящие процессы, делать правильные выводы из полученных результатов.

Мне очень хочется, чтобы все наши сотрудники добились успехов, чтобы были здоровы и счастливы, чтобы наши исследования были востребованы, а институт процветал, чтобы НАУКА не на словах, а на деле вновь заняла достойное место в России.

Рабочее совещание в Корее, 2016 год
Связь поколений

– Известная всем ситуация в академической науке привела к сокращению научной молодёжи. Молодых учёных в институте недостаточно, а в лаборатории и вовсе – один. А вот студентов-практикантов, дипломников достаточно много и общаться с ними интересно. С начала моей деятельности в институте и по сей день я занимаюсь педагогической деятельностью, это доставляет мне удовольствие. Могу сказать, что нынешние молодые специалисты заметно отличаются от нас в их возрасте. Они более свободны в суждениях, не закомплексованы, более эрудированы. Но и более прагматичны, чему способствует нынешняя жизнь.

По большому счёту, мне нравится наша молодёжь, мне интересно с ними работать, общаться. Надеюсь, что и им со мной тоже (!).

В планах – работать!

– Мои планы непосредственно связаны с моими близкими, их здоровьем, благополучием и с моим институтом. Хочу работать, быть нужной своим коллегам, близким, студентам.

Климат в семье определяет любовь

– Жизненные ценности были заложены в семье. Меня никогда не воспитывали в прямом смысле этого слова: объясняя, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мы просто жили, работали, дружили, любили, а я впитывала в себя то, что меня окружало. Я уже немного рассказала о своих родителях, но добавлю вот что. Мои родители из Украины, из одной деревни. Оба из многодетных семей, в деревнях тогда практически все семьи были многодетными. Папа, несмотря на то, что хозяйство, младшие дети были на нём, учился отлично и поступил в Ленинградскую медицинскую академию. Будучи на втором курсе, был отправлен на фронт. После окончания академии был отправлен для прохождения службы сначала в Корею, а потом в КНР.

А мама полгода с невероятными трудностями добиралась к нему в Китай (время было послевоенное), там они поженились, и вскоре родилась я. Они очень любили друг друга до самых последних минут, всегда и везде были вместе. А потому климат в семье определяла любовь. У нас всегда дома было уютно, чисто, светло и тепло. Мама была отменная хозяйка, хлебосольная, гостеприимная. Вообще мои родители были очень красивы и внешне, и внутренне. Когда возникала возможность (это всегда было связано с папой, так как он служил не за страх, а за совесть), у нас собирались друзья. У нас в семье все любили и умели петь, отец отлично танцевал, мама играла на гитаре. По выходным, если папа был дома, мы любили одни или с друзьями куда-нибудь поехать, или погулять по городу. Устраивали дома какие-то кулинарные конкурсы, совместно смотрели телевизионные передачи и обсуждали их.

Меня никогда ничего не заставляли делать: домашние дела (уборка, походы в магазин, мытье посуды) я делала потому, что очень хотелось порадовать маму. Помимо учёбы в школе я занималась в балетной студии и училась в музыкальной школе. Это было исключительно моим желанием. Помню, что когда я садилась обедать или ужинать, представляла, что стол – это пианино, и я «играла» на нём, и слышала то, что я исполняла! Сейчас, конечно, не играю, но легко могу подобрать любую мелодию.

Я росла в любви, но меня никогда не баловали ни вещами, ни деньгами. Полагаю, что время моего детства, юности было намного счастливее, чем нынешнее. Почему? Мы не обращали внимания на одежду, наличие и количество карманных денег, статусы родителей. В приоритете были дружба, порядочность, честность, преданность; не величина зарплаты, а романтика зачастую была движущей силой; мы могли позволить себе быть восторженными от мелочей, искренними в своих эмоциях.

Когда за спиной «надёжный тыл»

– Наверно, может показаться, что моя жизнь была безоблачной и беспроблемной. Конечно, это не так. Как и у всех были и непонимание, и юношеская бескомпромиссность, и болезни, и переживания, ошибки, неудачи, потери. Это жизнь – и, наверно, всё это нужно пройти, чтобы научиться ценить, любить, дорожить. Но, даже когда я была неправа или виновата в чём-то, со мной всегда были мои близкие родные люди, мои друзья. Они не только могли мне сказать в глаза правду, но и поддержать, не оставлять наедине с проблемой. Я не всегда посвящала родителей в свои проблемы, но осознание того, что за спиной «надёжный тыл» давало мне силы преодолеть трудности, признать ошибки и идти дальше. Но самой большой поддержкой и крепкой опорой всегда был и остаётся мой муж Алексей Александрович. Надёжный, добрейшей души, мягкий, но в то же время сильный и мужественный человек. По большому счёту благополучие нашей семьи – это в большей степени заслуга его. Ну и, конечно, переданный по наследству оптимизм, безусловно, не позволял мне опустить руки и согнуться от навалившихся проблем. Я вообще считаю, что на самом деле «свыше дается столько испытаний, сколько человек может вынести». И проблемы, и беды, и трудности, и ошибки нужно встречать, преодолевать и исправлять достойно. А с годами начинаешь не просто понимать, а «кожей чувствовать», что не стоит тратить время, жизнь на бытовые неурядицы, мелочные ссоры, выяснения отношений. Это, конечно, прописная истина, но почему-то мы берем её на вооружение только с годами…

Чета Степанько
Такие одинаково разные…

– Сейчас, к сожалению, ни моих родителей, ни родителей мужа нет. И моя семья, мои родные и любимые люди – это мой муж (мы с ним работаем в одном институте), наши дочери: Марина (43 года) и Катюша (31 год), внучка Настенька (19 лет) и любимый зять Кирилл. В нашей семье все очень любят животных. Кого только у нас не водилось: и хомячки, и морские свинки, и ёжики, и попугайчики. Причём, когда мы подарили Катюше обычного волнистого попугайчика, нас предупредили, что они неговорящие. А наш заговорил, да ещё как! Ну, а самая наша большая любовь – это собаки. Эту любовь зародила в нашей семье старшая дочь Марина. После очередной потери друга, нашего любимца – спаниеля Ингура мы решили не заводить никого. Слишком тяжело нам давались эти потери. А вот несколько лет назад нам подкинули котёнка, самого обычного, беспородного. И теперь – это всеобщий любимец и кажется, что кота красивее и умнее его ну просто не бывает!

Но, конечно, не во всех интересах и пристрастиях мы одинаковы. Например, муж и старшая дочь – больше домоседы, а я и младшая дочка любим путешествия, поездки, походы. Все в нашей семье любят готовить, но надо отметить, что самые лучшие блинчики печёт муж, экзотические блюда любит готовить младшая дочь с зятем, старшая дочь вообще вкусно готовит. А я? Ну, а я – всё остальное!

Вы, наверно, поняли, что я очень счастливый человек. А потому мне хочется пожелать моим близким, моим друзьям, моим коллегам и вообще всем людям быть здоровыми, стойкими, сильными и богатыми духовно, любить жизнь во всех её проявлениях, быть СЧАСТЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ!

Наталия Григорьевна с коллегой в Болгарии


Комментариев нет:

Отправить комментарий